Логопедические игры дома

   Уважаемые мамы, часто у Вас возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, Вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Например, Вы заняты на кухне приготовлением ужина, а Ваш малыш крутиться возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым он окажет Вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.
   1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук
   «Играем с крупами» – все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.
   «Макароны» – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
   Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
   «Волшебные палочки» – выкладывание из счётных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.
    2. Игры на обогащение словаря ребенка
   «Давай искать на кухне слова» - какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.
   «Угощаю» - давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
   Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
   «Доскажи словечко» - Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает, а воробей . . .
Сова летает, а заяц . . .
У коровы теленок, а у лошади . . .
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
   Угадываем на вкус овощи и фрукты.
   «Скажи, как я» - учим детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
   Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
   Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.
   «Чудесный мешочек» - эта игра остаётся самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)
   Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
   Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.
   «Какой предмет?» - развиваем у детей умение подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать. Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
   3. Игры на развитие грамматического строя
   «Приготовим сок» - из яблок сок - (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок - из чего?
   «Упрямые слова» - расскажите ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях – ответах.
   «Один и много» - взрослый называет один предмет, а ребенок много.
   Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате. Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол – столы.
Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики.
   «Чего не стало?» - взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4–7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
   «Волшебные очки» - «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и т.д.
   «Я внимательный» - будем называть предметы (дома или на улице), которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например:
Вот стол – он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.
   «Слушаем звуки» - прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.
   4. Игровые упражнения на слоговую структуру слов
   «Перепутаница» - жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова:
босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.
   По дороге из детского сада (в детский сад)
   «Будем искать слова», «Я заметил» - «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
   «Волшебные очки» - «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. д.), посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
   «Подвижные игры в свободную минутку»
    «Игры с мячом» - «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . .».
   «Лягушка» - выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Удачи Вам и терпения!
Учитель-логопед Миляева М.Е.