Чистота - залог здоровья

   Личная гигиена — один из основных факторов, влияющих на состояние здоровья взрослых и детей. Первые уроки гигиены младенец усваивает неосознанно в период новорожденности, когда после купания и переодевания ощущает комфортное состояние, обеспечиваемое чистотой.
   Научить ребенка умываться, одеваться, пользоваться ложкой, убирать свои игрушки, чистить зубы, сморкаться, полоскать горло для многих родителей становится сложной задачей. Гораздо проще, а главное — быстрее сделать все самому, чем наблюдать за хаотичной активностью малыша, который все делает медленно, неловко, неумело, постоянно отвлекается. Но если период, когда ребенок стремится все делать самостоятельно, упущен, в даль­нейшем у него пропадает это желание, и формирование навыков самообслуживания превращается в проблему.
   Существует мнение, что дети легче осваивают на­выки гигиены в коллективе. Некоторые родители счита­ют: «В саду его быстро всему научат!» Это абсолютно неправильная позиция. Естественно, никто не ждет от ребенка, посещающего ясли, полной самостоятельности. Воспитатель и помощник воспитателя помогут всем, кому нужна помощь. Всех покормят, оденут и разденут, умоют и высадят на горшок. Но малышу будет гораздо легче адаптироваться к детскому саду, если он заранее освоит полезные бытовые навыки.
Мытье рук является самой распространенной гигиенической процедурой.
    ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ВЗРОСЛЫЕ САМИ ДОЛЖНЫ ПРАВИЛЬНО МЫТЬ РУКИ!
   Правила мытья рук
  1. Снимите с рук украшения — часы, кольца.
  2. Закатайте повыше рукава.
  3. Намочите руки под струей воды и намыльте их мылом до пены.
  4. Энергично потрите не менее 20—30 секунд ла­дони, тыльную сторону кистей, запястья, пальцы, между пальцами и под ногтями.
  5. Смойте большим количеством воды мыльную пену.
  6. Прежде чем закрыть кран чистыми руками, обо­трите его салфеткой или облейте его пригоршней воды.
  7. Тщательно высушите руки, несколько раз промокнув их чистым сухим или одноразовым полотенцем.
   Одновременно с мытьем рук следует научить умывать лицо и шею.
   Ежедневно перед сном следует вымыть ноги и провести интимную гигиену. Вечерние гигиенические процедуры можно выполнять под душем.
    ПОСАДИВ МАЛЫША В ВАННУЮ НЕЛЬЗЯ ОТХОДИТЬ ОТ НЕГО И ТЕМ БОЛЕЕ ОСТАВЛЯТЬ ЕГО ОДНОГО. ПЫТАЯСЬ ВСТАТЬ, ОН МОЖЕТ ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ И УПАСТЬ, ОН МОЖЕТ ВКЛЮЧИТЬ ГОРЯЧУЮ ВОДУ И ОБЖЕЧЬСЯ. РЕБЕНОК МОЖЕТ ЗАХЛЕБНУТЬСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ В ВАННЕ ОЧЕНЬ МАЛО ВОДЫ.
   Мыть голову детским шампунем рекомендуется 1—2 раза в неделю. У детей до четырех лет волосы очень тонкие и хрупкие, они легко спутываются и легко вы­рываются при расчесывании. Стянутые заколками и резинками волосы на висках и надо лбом редеют. Поэтому маленьким девочкам лучше носить короткие волосы.
   Ушные раковины и слуховые проходы после ванны, душа, посещения бассейна нужно просушить. Для этого можно воспользоваться готовыми «ушными» ватными палочками с ограничителями или сделать из ваты ма­ленькие плотные жгутики. Для каждого слухового прохода используйте отдельную папочку или жгутик. Аккуратными промокательными движениями просушите ушки малыша.
   Ногти ребенку нужно подстригать по мере их отрас­тания. Для этой цели удобно использовать специальные безопасные детские ножницы с закругленными концами.
   Одежду ребенка следует стирать при каждом за­грязнении. Белье, носки, колготки необходимо менять ежедневно. Пижаму, в которой ребенок спит в детском саду, и спортивную форму, в которой ребенок занимается физкультурой в дошкольном учреждении, нужно стирать каждую неделю.
   Гигиена полости рта является важнейшим фактором профилактики заболеваний зубов и десен. Правильный уход за зубами подразумевает тщательную чистку зубов два раза в день. Зубы необходимо чистить утром и вечером после приема пищи. Если чистка зубов осуществляется до завтрака (дома), то после завтрака (в детском саду) нужно прополоскать рот водой.
   Специалисты считают, что правильно и качественно чистить зубы ребенок может научиться к 8—9 годам. А чистить зубы нужно начинать с момента появления первого зубика. Естественно, эта обязанность ложится на плечи родителей.
   НАУЧИВ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ, ВЗРОСЛЫЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ЕМУ ПРЕКРАСНЫЙ ПОДАРОК - ЗДОРОВЫЕ И КРАСИВЫЕ ЗУБЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
   К году малыша следует научить правильно сморкаться. Правильное очищение полости носа позволяет быст­рее излечиться от насморка и является профилактикой развития отита.
   Воспитание чистоплотности. Изобретение пам­персов облегчило уход за детьми, и теперь многие родители не торопятся приучать ребенка к горшку. Но с точки зрения врача, чем быстрее ребенок перестанет пользоваться памперсами, какими бы «комфортными, сухими и дышащими» они ни были, тем лучше для его здоровья. Внутри подгузника создается неправильный температурный режим, а это опасно развитием патоло­гии репродуктивной сферы у мальчиков и раздражением слизистых оболочек половых органов у девочек.
   Чтобы приучить ребенка к горшку, нужно начиная с 8—9 месяцев высаживать его на горшок после сна, пе­ред прогулкой, после еды.
   Для успешного формирования гигиенических навыков очень важно, чтобы самостоятельность доставляла ребенку удовольствие. Нужно отмечать каждый, даже небольшой успех, чаще хвалить. Нельзя смеяться над неловкостью, ругать за неудачи и случайные ошибки. Взрослые должны вести себя тактично и доброжелательно. Объяснения должны быть понятными.
   Гигиеническое воспитание — это не только форми­рование полезных навыков, но и профилактика развития вредных привычек. Детям следует объяснять, что нельзя:
— трогать лицо грязными руками;
— есть на улице и в транспорте;
— брать в рот пальцы и игрушки;
— пользоваться личными вещами других людей (рас­ческой, полотенцем);
— ковырять в носу.
   Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях. Установив правила и объяснив их ре­бенку, нужно и самим их выполнять. Следует помнить, что лучший способ воспитать у малыша полезные при­вычки — положительный пример.
.