О воспитании детей в зависимости от порядка рождения

   У детей в зависимости от порядка рождения часто формируются характерные особенности. Для старших детей этой объединяющей особенностью является ответствен­ность, для младших детей — оптимистичность, для средних детей — адаптивность, а для единственных — эгоцентризм.
О воспитании старшего ребенка
   Старшему ребенку пришлось пе­режить свержение с позиции единс­твенного ребенка, что часто неприятно и болезненно, ведь теперь все в семье делится на двоих детей, а не достается одному. При этом самым неприятным сюрпризом для старшего ребенка, который до появления в семье младшего был единственным, является тот факт, что и родителей теперь приходится делить, делить их внимание, любовь и заботу. Эти переживания ребенка сопровождаются изменением отношения родителей — они хотят видеть старшего ребенка большим, ответственным и серь­езным. Такая положительная черта, как ответственность, рано ложится на плечи старшего ребенка, и это бремя он проносит через всю жизнь.
   При воспитании старшего ре­бенка родители совершают все те ошибки, которые они потом учтут при появлении в семье последующих детей.
   Таким образом, позиция старшего ребенка в семье сродни позиции сол­дата на передовой, старшему ребенку необходимо быть ответственным, к нему родители предъявляют множест­во требований и стараются подавить его волю.
Воспитание старшего ребенка (памятка для родителей)
   Возлагайте на старшего ребенка только такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями. Отвечать за младшего — это для старшего ребенка слишком большая ответственность, с ней и не всякий родитель справится.
   Помогите старшему ребенку ос­таваться ребенком, а не приобретать раньше времени взрослые черты по­ведения.
   Говорите старшему ребенку о том, что вы его любите, особенно ему не хватает ваших подтверждений в любви в период появления в семье младшего ребенка.
   Исключите излишнюю требователь­ность, строгость и не подавляйте волю чувство незащищенности.
   Проявляйте терпение, объясняя неправоту поведения старшего ребен­ка; он сам все поймет со временем.
   Если заметили отрицательные черты в своем старшем ребенке, не торо­питесь «выходить на тропу войны» с ними, присмотритесь к себе, вполне вероятно, что это ваши недостатки.
   Будьте последовательны при вос­питании старшего ребенка, не бойтесь исправлять допущенные ошибки.
 
О воспитании младшего ребенка
   Отношение родителей к младшему ребенку более спокойное и ровное, чем к старшему, поскольку родители уже повзрослели и созрели для брака. Кроме этого, ими учитываются ошибки, допущенные при воспитании первого ребенка.
   Но не все так гладко, есть про­блемы и у младшего ребенка: он никогда не был в ситуации единс­твенного ребенка, которому родители отдают все внимание, всю заботу и всю любовь. С другой стороны, его никогда и не свергали с престола единственного ребенка, он всегда чувствовал защиту и поддержку не только родителей, но и старшего бра­та/сестры. Именно это обстоятельство формирует характерные особенности младших детей — самоуверенность и оптимистичность.
   Оказалось, что среди младших детей довольно высокий процент неблагоприятного положения в группе сверстников. Этот факт объясняется тем, что младшие дети с рожде­ния оказываясь на вторых ролях либо стараются доказать, в том числе старшему ребенку и родите­лям, что они лучше, либо, что чаще всего и происходит, смиряются со своим положением, не стремясь лидировать и среди сверстников. Эта защищенная позиция, когда ответственность лежит на тех, кто окружает младшего ребенка, мо­жет его вполне устраивать в жизни.
   Младший ребенок привык полу­чать заботу и защиту, в семейной жизни союз младшего ребенка со старшим рассматривается как наибо­лее гармоничный, получив название комплементарного брака. Супругам в таком браке легче подстроиться друг под друга, поскольку у них был опыт взаимоотношений, когда один из них (старший ребенок в своей семье) заботился, а другой (младший ребенок в своей семье) — прини­мал заботу, один строил планы, а другой их реализовывал и т. п.
Воспитание младшего ребенка (памятка для родителей)
   Воспитывайте чувство ответствен­ности у младшего ребенка, включайте младшего ребенка в каждодневную жизнь семьи.
   Оберегайте младшего ребенка от слишком рискованных поступков.
   Старайтесь меньше акцентиро­вать внимание на позиции «младшенького», младший ребенок умеет извлекать для себя пользу в виде всяческих поблажек; оказывайте ему помощь только в тех случаях, когда она ему необходима.
   Учите младшего ребенка само­стоятельности, умению преодоле­вать препятствия и обходиться без помощи и поддержки окружающих ему близких людей.
   Помогите младшему ребенку по­верить в возможность занять любую позицию, в том числе и лидера в группе сверстников.
   Позаботьтесь о том, чтобы у младшего ребенка было свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д.
   Научите младшего ребенка за­ботиться о ком-то, кто еще больше, чем он, нуждается в заботе, пору­чите ему заботиться о престарелых членах семьи, о домашних животных и др.
 
О воспитании среднего ребенка
   Средний ребенок, находясь между позицией старшего — ответс­твенного, и младшего — оптимис­тичного и очаровательного, — чаще других детей считает себя неспра­ведливо обиженным и отвергнутым родителями. Для подавления этих чувств средним ребенком исполь­зуются все средства борьбы, как со старшим, так и с младшим ребенком, за любовь и внимание родителей. Это такие средства, к примеру, как ябедничество, интриги, стремление угодить родителям и т. п. Вместе с тем срединная позиция между де­тьми в семье может способствовать развитию умения улаживать конфлик­ты, разногласия и недоразумения, происходящие в семье. Благодаря этому средние дети менее эгоцент­ричны, более открыты опыту, легче кооперируются с другими и более коммуникабельны.
   Средние дети умеют быть от­ветственными (как старшие дети) и умеют принимать заботу (как младшие дети), в собственной семейной жизни их брак и с младшим и со старшим ребенком будет частично комплемен­тарным, поскольку ожидания супругов согласуются лишь частично.
Воспитание среднего ребенка (памятка для родителей)
   Старайтесь обращать больше внимания на среднего ребенка: он, как никто из детей в этом нуждается.
   Говорите среднему ребенку о том, что вы его любите, особенно это важно в период, когда в семье появится младший ребенок.
   Учите среднего ребенка забо­титься о младшем ребенке.
   Проявите терпение нарушениям в поведении среднего ребенка, воз­можно, что таким образом он хочет обратить ваше внимание на себя.
   Хвалите среднего ребенка за роль миротворца во взаимоотношениях со старшим и младшим ребенком. Умение успокоить, поддержать и адаптироваться к различным ситуа­циям пригодится в жизни.
   Будьте внимательны к внутрен­нему миру среднего ребенка, его переживания по поводу того, что его в семье не замечают, могут иметь негативные последствия.
   Позаботьтесь о том, чтобы у среднего ребенка было свое личное пространство, свои игрушки, своя комната и т. д., ему важно уметь проявлять свою индивидуальность.
 
О воспитании единственного ребенка
   Наличие братьев/сестер является добрачным фактором, способству­ющим стабильности брака. Именно во взаимодействии сиблингов приобре­тается необходимый опыт разрешения конфликтов, этого опыта лишены единственные дети. Единственный и неповторимый — его позиция в семье самая трудная, поскольку, с одной стороны, необходимо уметь принимать заботу, любовь и без­оговорочное восхищение родителей и близких людей. С другой стороны, это самая выгодная позиция в плане ресурсов как материальных, так и нематериальных: все усилия роди­телей по развитию, воспитанию и взращиванию направлены на него одного, единственного ребенка в своей семье, да и после смер­ти родителей не придется делить наследство ни с кем из братьев/ сестер. Единственные дети лучше обеспечиваются материально, роди­тели больше заботятся о развитии своих единственных детей. Кроме этого, единственные дети имеют более высокий уровень интеллекта, самооценки, потребности в успехах и достижениях, что связано с тем, что они взаимодействуют больше с родителями.
   В то же время единственные дети часто испытывают трудности при вступлении в контакт со сверстника­ми, они менее способны к сочувствию и сопереживанию по сравнению с младшими, старшими и тем более средними детьми.
   Единственным детям трудно приспособиться к другим людям, ведь у них не было этого каждодневного опыта в детстве. Наибольшие труд­ности могут ожидать пару, в которой и муж, и жена единственные дети (некомплементарный брак), при этом самый трудный вариант брачного союза единственных детей из непол­ных семей. Единственный ребенок в семейной жизни ожидает того, что его партнер будет ему всецело при­надлежать, как когда-то принадлежали ему родители, удовлетворять его нужды и заботиться о нем.
Воспитание единственного ребенка (памятка для родителей)
   Учите своего единственного ре­бенка заботиться о других людях.
   Упражняйте единственного ре­бенка в терпимости к другим людям, будьте в этом для него примером.
   Учите делиться с другими людьми, испытывая радость от этого.
   Возлагайте те надежды на своего единственного ребенка, которые соответствуют его возможностям.
   Организуйте жизнь единственного ребенка так, чтобы он вступал в раз­личные контакты с разными детьми.
   Помогите подружиться вашему единственному ребенку с другим ребенком.
   Поощряйте активность своего единственного ребенка, предостав­ляйте возможности испробовать свои силы, преодолеть препятствия и трудности.
 
Источник: журнал "Дошкольная педагогика" №5 2016 г.